05 февраля 2019 - 19:46

Заседание Комитета по транспорту и строительству в Государственной Думе Российской Федерации

Сотрудники Представительства приняли участие в заседании Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству с участием Министра транспорта РФ Евгения Дитриха.

В своем выступлении Министр транспорта РФ рассказал о реализации приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги», целью которого было обеспечение россиян современной, качественной, безопасной, экономически эффективной дорожной инфраструктурой и как следствие – повышение качества жизни людей, началась в 2017 году. Усилия были сосредоточены на территории 38 крупнейших городских агломераций в 36 субъектах, было охвачено более 40 млн. человек. В 2016 году общая протяженность дорожной сети в выбранных агломерациях составляла 50 тысяч километров, в 2016 году из них в нормативном состоянии было 40%. Количество мест концентрации аварийности, мест ДТП составляла 2 830 точек по статистике ГИБДД.

В течение двух лет реализации проекта субъектам РФ предоставлялись средства из федерального бюджета в объеме 31 млрд. 250 млн. рублей ежегодно. Финансирование предоставлялось с условием направления на цели проекта консолидированных средств регионов в не меньшем объеме. В целом по проекту за два года направлено чуть менее чем по 65 млрд. рублей ежегодно.

В течение 2017 и 2018 года выполнены работы по приведению в порядок свыше 11 тысяч километров дорог и улиц. Уложено порядка 113 млн. кв. метров асфальто-бетонного покрытия – это почти 16 тысяч футбольных полей. В итоге доля дорожной сети в нормативном состоянии в этих агломерациях составила 62,5%, что «даже выше, чем первоначальный план – 61% с небольшим».

Для обеспечения безопасности дорожного движения и ликвидации точек аварийности выполнен ряд мероприятий, в частности, установлено 3 480 светофорных объектов, порядка 60 тысяч дорожных знаков. Эти и другие мероприятия позволили ликвидировать более половины мест концентрации ДТП.

Добиться успешной реализации проекта позволила хорошая коммуникация как с исполнителями, так и с органами государственной власти. В целом с учетом региональных команд проектом управляло более 1 000 человек. Почти еженедельно проводились селекторные совещания, в которых участвовали все заинтересованные стороны.

Особое внимание Евгений Дитрих уделил информационной открытости проекта. Он сообщил, что общественный контроль осуществлялся при помощи всех доступных современных методов коммуникации. На сайте проекта на обращения, поступившие через форму обратной связи с пользователями, ответ давался в течение 48 часов. Основной платформой в соцсетях была выбрана Вконтакте – создано 39 сообществ. Фактически впервые в России официальной приемной для обращения граждан стала социальная сеть. Эта площадка оказалась удобной для осуществления общественного контроля. Суммарная аудитория в участвовавших в проекте агломерациях превысила 5 млн человек.

В паспорте нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», который стал, по сути, преемником приоритетного проекта, с 2019 года определены более масштабные целевые показатели. География нацпроекта также увеличена. К 38 агломерациям приоритетного проекта были добавлены все столицы субъектов РФ, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, и города с численностью населения более 200 тысяч человек. То есть сегодня в нацпроекте участвуют 104 городские агломерации.

Согласно нацпроекту, к 2024 году 85% улиц и дорог в этих городах будут в нормативном состоянии. Сегодняшний показатель – менее чем 50%. Национальный проект состоит из 4 федеральных проектов: «Дорожная сеть», «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», «Безопасность дорожного движения» и «Автомобильные дороги необщего пользования Минобороны России.

Из федерального бюджета будут выделены 1,4 трлн руб., еще 3,1 трлн руб. вложат в него регионы. целом на транспортную инфраструктуру будет выделено за 6 лет более 6 трлн рублей. Частное финансирование проект не предусматривает. В национальном проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги» будут участвовать все субъекты РФ, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга.

Структура финансирования будет выглядеть следующим образом: там, где проект уже реализуется оно останется на прежнем уровне – 50% из федерального бюджета, 50% из регионального, а в тех субъектах, где только планируется начать работы – 80% на 20%, 90 на 10%, и даже 100% на 0%.

К 21 декабря 2024 года в нормальном состоянии будет 260 тысяч км или 50,9 процента дорог. Сейчас - 43,1 процента. Проект подразумевает активное внедрение новых технологий и материалов. Планируется создание реестра новых технологий, и регионы смогут заимствовать там решения и применять их в своей проектной документации. В числе других целевых показателей - снижение доли автодорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки до 9,1 процента.

Финансирование нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» также предусмотрено из средств дорожных фондов. Объем бюджетных ассигнований дорожных фондов ежегодно увеличивается, за последние три года объем дорожных фондов составил примерно 100 млрд рублей в год. В 2018 году общий объем бюджетных ассигнований дорожных фондов всех уровней составил 1,6 трлн рублей. При этом, доля федеральных автомобильных дорог, не отвечающих нормативным требованиям, уменьшилась почти в три раза и на начало 2018 года составила всего 23%. Вместе с тем состояние региональной дорожной сети существенно не изменилось за это время. В целом по РФ доля таких дорог с 2012 по 2017 год уменьшилась всего на 7%. Более того, в некоторых субъектах доля автодорог, не отвечающих нормативным требованиям, даже увеличилась. Это связано с тем, что доходная база отдельных субъектов недостаточна для формирования дорожных фондов в необходимых объемах. Необходим анализ действующей системы формирования региональных дорожных фондов.

Также результаты проверки показали, что в отдельных субъектах имеются нарушения формирования дорожных фондов и использования этих средств. Так, средства из фонда направляются на другие нужды.

В заключении Министр сообщил, что на федеральном уровне планируется создание группы контроля за реализацией Национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» из числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации ФС РФ.